PDA

Просмотр полной версии : Вопросы по заносу/скольжению (передний привод)


KLM
25.12.2011, 17:34
Уважаемые клубники и преподаватели!
Задумался я тут после УТС над тем, как ведет себя мой автомобиль, когда я дергаю ручник, что происходит дальше и осознал, что я вообще плохо представляю, что и как должно быть. Термин "управляемый занос", судя по всему, не про меня, т.к. управляется он слабо. Поэтому обращаюсь к вам за помощью, надеюсь, что вы поможете мне прояснить непонятные моменты (Цыганкова читал, гуглом пользоваться умею, но вопросы все равно остались).

Сначала хотел бы определиться с терминами. Встречаю такие понятия как "управляемый занос" и "силовое скольжение". Не совсем понял, что есть что и чем они различаются. У Цыганкова прочитал такие слова:
"Силовое скольжение. Передний привод ... Спортсмены на скользком покрытии поворачивают колеса внутрь на средний по амплитуде угол и посылают на них мощную тягу в режиме максимального крутящего момента.
...
Управляемый занос Этот способ более характерен для заднего привода. ... В отличие от силового скольжения здесь колеса у автомобиля повернуты в противоположенную от поворота сторону."

А на занятиях преподаватели говорят нам "колеса прямо". Так что есть что, и что же я пытаюсь выполнить (привод, напомню, передний)?
Ну а теперь, собственно, основные вопросы (с картинкой :)).

На рисунке я попытался примерно изобразить как я представляю себе траекторию автомобиля, когда хочу пройти поворот с ручником. Если что - поправьте. Мне кажется, что я реально управляю только начальным углом заноса за счет изменения продолжительности действия ручником. Дальше (если я не переборщил и меня просто не развернуло) автомобиль едет боком. Нас учат реагировать газом, что я и пытаюсь делать, но вот каков результат этого, почувствовать не получается.

Соответственно, что мне нужно делать (действия рулем, газом, може еще какие-нибудь тонкости), чтобы:

а) Замедлить движение автомобиля вдль оси y (моя скорость слишком высока и я рискую вылететь с дороги боком)?
б) Если не ускорить, то, по-крайней мере, максимально облегчить движение вдоль оси y (скорость мала и я рискую просто остановиться / слишком рано дернул ручник и я могу уткнуться носом в правую обочину, просто не доехав до поворота)?
в) Ускорить движение внутрь поворота вдоль оси х (т.к. мне все-таки нужно поворачивать направо и ехать прямо смысла нет)?
г) Замедлить движение вдоль оси у внутрь поворота (я слишком рано дернул ручник и теперь рискую уткнуться носом в правую обочину, еще не доехав до поворота)?

А теперь еще один вопрос, правда уже на несколько другую тему. Несколько месяцев назад случайно увидел на канале Авто+ какие-то японские соревнования по дрифту. Удивило, как гонщики рулили - во многих случаях они рулили без перехвата, правая рука примерно в секторе 1 - 4, левая - 8 - 11. И таки они "перебирали" руль, а иногда вообще позволяли ему свободно вращаться при возврате в 0. Подобные видео есть на youtube, например это (видно на 2:16, 2:52, еще где-то):

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]

Просто любопытно, этот прием как-то специально называется? И в чем его суть?

ksv
26.12.2011, 10:21
На рисунке я попытался примерно изобразить как я представляю себе траекторию автомобиля, когда хочу пройти поворот с ручником. Если что - поправьте. Мне кажется, что я реально управляю только начальным углом заноса за счет изменения продолжительности действия ручником. Дальше (если я не переборщил и меня просто не развернуло) автомобиль едет боком. Нас учат реагировать газом, что я и пытаюсь делать, но вот каков результат этого, почувствовать не получается.

Вот последнее - самое важно. Идя на максимуме ты должен чувстовать вот чуть больше открою газ - будет снос передней оси, сброшу - развитие заноса.

Силовое скольжение - скольжение всех четырех колес, но такое в классическом варианте только на полноприводнике можно выполнить. И будет как на картинке с тягой на все колеса.

На переднем приводе ты сам написал совершенно правильно, что только частичные фазы заноса или силового скольжения используешь. Для того что бы поставить машинку боком и даже чуток проскользить всеми четырьмя колесами наружу поворота по траектории под относительно небольшой тягой газом, а дальше уже полная тяга газом и вперед.
Скорость опять таки можно погасить поставив переднеприводник боком.

KLM
26.12.2011, 21:51
Хм, мне почему-то казалось, что если передние колеса стоят прямо, а автомобиль едет боком, то у нас в любом случае будет снос. Но, действительно, если сорвать их еще и тягой, то снос будет сильнее.
Наверное мне надо попробовать на меньшее время дергать ручник (а то автомобиль сразу поворачивается на слишком большой угол, не 90, но все-таки многовато), и аккуратнее орудовать газом (не открывать его "в пол").

Просто еще у меня в сознании достаточно крепко сидит мысль, что на переднем приводе открытие газа приводит к выравниванию автомобиля.

Ладно, это были просто мысли в слух.

ksv, Вроде с управлением скоростью вдоль оси у что-то стало понятнее. Но вот как управлять движением вдоль оси х все равно не понимаю. И вообще, возможно ли это (ведь если передние колеса у нас в сносе, то и потянуть машину к выходу из поворота - направо на рисунке - не получится; и чем больше будет газа, тем сильнее будет снос и мощность будет уходить в пробуксовку)?

d4k
27.12.2011, 08:32
И вообще, возможно ли это (ведь если передние колеса у нас в сносе, то и потянуть машину к выходу из поворота - направо на рисунке - не получится; и чем больше будет газа, тем сильнее будет снос и мощность будет уходить в пробуксовку)?

Я не физик, поэтому напишу как ощущашю процесс. Незаумно :)

КМК, боковое скольжение - инерционное, в то время как продольный проворот колес - штука моторная. Тут вполне может быть ситуация, когда попреченого сцепления резины с дорогой уже очень мало (машина скользит), но при этом достаточно продольного сцепления, которое можно использовать для изменения векотора движения, посредством прибавления к вектору инерции еще и вектора тяги направленного, в твоем рисунке как раз вправо (причем на любом приводе авто:)

Блин, сам не понял, что написал %)

ksv
27.12.2011, 12:12
Наверное мне надо попробовать на меньшее время дергать ручник (а то автомобиль сразу поворачивается на слишком большой угол, не 90, но все-таки многовато),

Ну, ручник для шпилек больше. Правая - газ, левая - тормоз на машинах без ABS лучше, точнее угол заноса. Попробуй в поворотах до 90 градусов сбросом газа машину в занос отправлять, может контрсмещение придется применить. Лучше работу тягой освоишь. Ту грань в пределах которой надо действовать.

ksv, Вроде с управлением скоростью вдоль оси у что-то стало понятнее. Но вот как управлять движением вдоль оси х все равно не понимаю. И вообще, возможно ли это (ведь если передние колеса у нас в сносе, то и потянуть машину к выходу из поворота - направо на рисунке - не получится; и чем больше будет газа, тем сильнее будет снос и мощность будет уходить в пробуксовку)?

Ну вот у меня было примерно так. Ручник, мощный занос и а-ё-оппа, боремся, боремся с машиной... и куда поедем - непонятно. :) Руль туда-сюда, газом работать - как получится.
Если в этом дело, то тренировка только. Попробуй мягче в занос отправлять. Легче, аккуратней. Колеса либо прямо, либо в сторону поворота. Как только повернул в сторону заноса это ты с заносом переборщил и только потеря скорости в повороте.

P.S. Не должны быть колеса в сносе/пробуксовке все время. Занос/силовое скольжение применяется на переднеприводнике, в определенных фазах прохождения поворота - на это нацеливаться надо.

Добавлено через 16 минут
Плюс машины по разному настраиваются в этом могут быть тонкости, обычный девятый лансер под сброс газа легко в занос отправлялся. Эвик даже с включенной ABS, топнул по педали тормоза с повернутым рулем и уже в заносе.

KLM
27.12.2011, 12:22
Митя, Сергей, спасибо. Что-то стало проясняться, хотя далеко не все.
Судя по всему, пока моя первая проблема - слишком резкий вход в занос и на слишком большой угол. Надо сначала это исправить, а там глядишь, и с другими аспектами начну разбираться.


Но все-таки регулировка скорости вдоль оси х и момент непосредственно "вытягивания" из поворота мне не дают покоя.
То, что написал Митя - мне кажется это относится только к "вытягиванию" из поворота. Если я правильно понял, то нужно добиться того, что когда автомобиль оказался мордой напротив выхода, скорость его скольжения была бы уже достаточно мала. Т.е. тут основная работа происходит не в последний момент, а еще в начале/середине поворота (впрочем, как и много где...).
Но вот как подправить траекторию, когда яслишком быстро и рано движусь к внутреннему краю дороги и мне нужно лишь немного замедлить движение вдоль оси х???

Жаль, что Паша от нас прячется :gi-gi: Было бы очень интересно услышать его мнение.

Хорошо было бы на УТС уделить этому чуть больше внимания. Сделать из конусов дорогу с 90 градусным поворотом, но только так, чтобы перед ним можно было бы чуть посильнее разогнаться (чтобы фаза скольжения была потом длинее). И очень хотелось бы, чтобы перед поворотом стояли конуса на определенном расстоянии (хотя бы 25 м, а лучше 10), чтобы можно было оценить расстояние, необходимое для торможения боком, чтобы попасть в поворот. Ведь когда на УТСах отрабатывают торможение, там стоят конуса через 50 м и преподаватели даже по рации сообщают "номер хх, тормозной путь уу метров".
Сдается мне, что не у меня одного есть непонятки и не все получается:)

Павел-ЦВВМ
27.12.2011, 13:39
Жаль, что Паша от нас прячется
А я и не прячусь. Я внимательно слежу за перепиской. Тут так активно обсуждают, что я и слова вставить не успеваю)))
На самом деле, Сергей и Митя очень грамотно все объясняют. Пожелание на УТС я записал и на следующем занятии постараемся разобрать и освоить такое упражнение.

ksv
27.12.2011, 15:18
На самом деле, Сергей и Митя очень грамотно все объясняют.

Зачетку в пятницу можно нести для пятерки? :)

Павел-ЦВВМ
27.12.2011, 15:40
Зачетку в пятницу можно нести для пятерки?
Сергей, сейчас уже пятерку носят для зачета)))

Omega1z
27.12.2011, 15:43
Сергей, сейчас уже пятерку носят для зачета))) как это ни печально, но правда :D :D :D