PDA

Просмотр полной версии : миф про закачку шин азотм


Vladimir###
22.09.2012, 22:09
Периодически появляются объявления о возможности закачать шины азотом, при этом рекламируется появление новых, ну просто волшебных свойств - это безусловно обман. По поводу заявления о возможности замедления коррозии дисков и старения резины можно сказать, что воздух снаружи никто не убирал, а тем более воду, соль и грязь с примесями различной агрессивной химии. В общем, на старение шин снаружи азот внутри ни как не влияет. Если кто-то снимал с диска старые покрышки, то подтвердит, что сам диск внутри практически не бывает ржавый, разве что на стыке резины и диска, в тех местах, куда добирается вода с грязью.
По поводу улучшения упругих свойств ошибочность доводов еще более очевидна. Уже в объеме курса физики средней школы дается определение идеального газа, свойство которого не зависят от самих молекул (будь то азот, кислород, водород, гелий или любой другой газ). Свойства одинаковые получаются потому, что расстояния между молекулами газа гораздо больше размеров самих молекул. Т.е упругость будет совершенно одинакова, азот в шинах или воздух. На всякий случай я сравнил акустические свойства азота и воздуха (это произведение плотности газа на скорость звука в нем при данном давлении). Вдруг возникают какие-то акустические упругие эффекты. Например, может быть изменяется распространение упругих звуковых волн при ударах покрышки о препятствия, и это является причиной улучшения свойств? Так вот азот, воздух, и даже чистый кислород имеют при одинаковом давлении чрезвычайно близкие акустические свойства.
По поводу возможного уменьшения веса шин. Молярная масса воздуха 29 г\ моль, у азота 28 г\моль. Моль – это количество вещества, содержащее такое же число молекул, сколько содержится в 12 г углерода (угля). Объем одного моля газа (неважно какого) при одной атмосфере 22,4 л., при двух атмосферах в шинах 11.2л на моль. Т.е при двух атмосферах в шинах каждые 11,2 закаченных литров воздуха весят 29 г., а чистого азота 28.. Есть ли разница в весе шин закаченных азотом или воздухом догадайтесь сами.
По поводу меньшей склонности азота к расширению - это тоже рекламная выдумка недобросовестных продавцов. Любой газ при двух атмосферах расширяется по формулам идеального газа, при этом выполняется условие р*V\T = const. Если считать объем шин почти постоянным, то при росте температуры пропорционально растет давление одинаково для любого газа (или падает). Температуру надо брать в Кельвинах. Т.е. 0 градусов Цельсия – это 273 Кельвина, а 50 градусов цельсия – это 323 К. При росте температуры с 0 до 50 давление у любого газа вырастет в 323\273=1,18 раза. Т.е. было при 0 градусов 2 атмосферы, станет при плюс 50 градусах 2,36 атмосферы, а если объем шины при этом чуть увеличится, то давление вырастет даже меньше. Шины при таких небольших перепадах давления ни когда в реальной жизни не взорвутся, если они без дефектов, и азот тут не причем. Можно сравнить тепловые коэффициенты расширения азота, кислорода и воздуха найди их в google? Они практически равны!
Насчет более быстрого стравливания кислорода из шины закаченной воздухом - это тоже миф, молекулы у кислорода по размерам практически такие же, как и у азота. Например, такой газ как водород обладает повышенной проницаемостью, его, соответственно, и хранить трудно. Но нигде не слышно об особых трудностях при хранении кислорода. Чистый кислород опасно хранить, так как он поддерживает горение – это собственно и есть все трудности, про возможные утечки во время хранения история умалчивает.
Разница в поведении различных газов будет наблюдаться, когда их сжимают до таких пределов, что молекулы станут располагаться так же близко, как в жидкостях. Только при очень больших давлениях за 100 атмосфер начинает сказываться влияние строения молекул газов. Окислительные свойства сухого кислорода, сколько ни будь заметно, проявляются при температурах выше 200 градусов Цельсия. Если не жечь до дыр шины, то все будет в порядке и без азота.
Но нельзя не сказать о явном преимуществе использования азота в шинах высокого давления (авиационных и у тяжеловесных машин). Как упоминалось выше, молекулы в газах находятся довольно далеко друг от друга. Можно сказать, что каждая молекула летает сама по себе. Но вот молекулы каждого из газов смеси барабанят по стенкам сосуда пропорционально своему присутствию. Существует такое понятие как парциальное давление газа. Например, в воздухе парциальное давление кислорода примерно 0,2 атм., а у азота 0,8 атм. Это означает, что молекулы кислорода будут ударять с какой то периодичностью в единицу времени по поверхности сосуда не зависимо от наличия других газов, а только в зависимости от собственного парциального давления, или собственного присутствия. Т.е горение в чистом кислороде при давлении в 0,2 атм. будет происходить с той же интенсивностью, что и в воздухе, в котором парциальное давление кислорода 0.2 атм.
Что будет с парциальным давлением кислорода в шине, куда закачен воздух с давлением в 4 атм. Причем речь идет об избыточных атмосферах и истинное давление в шине 5 атм. В этой шине парциальное давление кислорода будет 1 атм. И горение внутри такой шины будет происходить с той же интенсивностью, как и в среде чистого кислорода при атмосферном давлении. А в таких условиях горят даже металлы. Страшно подумать, как пожароопасен был бы воздух в авиационных шинах при давлении в 20 атм. Это было бы так же как накачать шины чистым кислородом до давления 4,2 атм.
Так что применение азота влияет на срок службы шин с большим давлением, а также на их пажаробезопасность. При сильном парциальном давлении кислорода даже в условиях нормальных температур скорость окислительных процессов быстро возрастает.
Но для обычных дорожных шин азот – пустая трата денег. Эти шины служат меньше того срока, за который их «разъедает» кислород внутри.

Володя
23.09.2012, 00:34
Периодически появляются объявления о возможности закачать шины азотом, при этом рекламируется появление новых, ну просто волшебных свойств - это безусловно обман.
Это уже было обмусолено и разложено по полочкам... Много лет назад... В каком-то автомобильном журнале, - вроде "За рулём"...
Vladimir###, это я честно не из вредности и склочности... Но эта новость уже давным давно не новость:confused: ...

0x62ash
24.09.2012, 20:58
а в Nissan GT-R с завода азот закачивают :-)

Павел-ЦВВМ
24.09.2012, 23:59
а в Nissan GT-R с завода азот закачивают :-)
надо японцам наш форум показать, а то ведь они еще и не знают, что это фигня полная и их только на деньги кидают)))

Vladimir###
25.09.2012, 13:55
Не думаю, что имеется какая либо нация, процент умных людей в которой выше, чем в среднем по всему человечеству. Японцы далеко не всё делают лучшим образом. Критиковать, конечно, всегда легко, но им можно было спасти ситуацию в определенный момент после цунами на Факусиме. Для этого надо было обеспечить электроснабжением оборудование станции (стационарный дизель залило водой). Они вовремя пригнали передвижной генератор, проложили провода, и не подали питание только по тому, что разъемы не совпали. Я уверен, что любой наш электрик отрезал бы разъемы и соединил бы кабели скруткой (ему бы точно подсказали так сделать). Не было бы радиоактивных выбросов, и не надо было бы из пожарной машины охлаждать взорвавшийся реактор.

Азот в шинах обычного авто – это чрезмерные затраты. Но когда в шинах большое давление, то азот далеко не роскошь.
Иногда, вещи, подобные азоту в шинах, делаются в рекламных целях, для того, что бы произвести определенное впечатление.

denis-b
25.09.2012, 15:24
Я уверен, что любой наш электрик отрезал бы разъемы и соединил бы кабели скруткой

Так и представляю себе эти скрутки под нагрузкой в сотни ампер...
А вот то, что разъёмы не стандартизированы, это странно.
А если при этом у аварийной бригады нет обжимного инструмента с комплектом гильз - это а уже какое-то несвойственное японцам раздолбайство. Ну если конечно действительно дело лишь в том, что не совпали разъёмы, потому как на самом деле всё наверняка было сильно сложнее.

vadimr
25.09.2012, 18:40
Так и представляю себе эти скрутки под нагрузкой в сотни ампер...

Ничего страшного, сварятся.

А дело действительно в один из моментов было в том, что не совпали разъёмы. Но там вообще выявилось очень много ляпов, и технических, и организационных. Скажем так, моё мнение о японцах сильно упало. Но самая главная их проблема после аварии была в неспособности действовать не предусмотренным в инструкции образом, всю ответственность вместо этого перекладывали на всё более высокое начальство, и так пока не дошло до премьера.

denis-b
25.09.2012, 20:42
Ничего страшного, сварятся.

Выгорят, и хорошо если дело закончится просто нарушением энергоснабжения без порчи оборудования
А дело действительно в один из моментов было в том, что не совпали разъёмы.
Немного поискал, но не встретил такой информации. Одна из проблем была в том, что мобильные генераторы, которые для той ситуации были очень оперативно найдены и доставлены, не удалось подвезти достаточно близко к станции (там же цунами прошлось, всё было завалено смытым хламом), длины кабелей элементнарно не хватило для подключения. Причём к тому моменту когда генераторы были доставлены проблемы с охлаждением 1-го блока уже были в полный рост - он был перегрет и совсем не факт, что ему помог бы запуск штатной системы охлаждения.

Добавлено через 12 минут
Но самая главная их проблема после аварии была в неспособности действовать не предусмотренным в инструкции образом
Даже не знаю хорошо это или плохо. Иногда всякая самодеятельность это просто звиздец к каким результатам приводит.

vadimr
25.09.2012, 20:51
Был очень подробный разбор ситуации с Фукусимой на форуме атомщиков atominfo.ru, но там количество сообщений уже превысило всякие разумные для чтения пределы. По ходу дела это ещё можно было читать, а сейчас уж тяжело.

А по поводу хорошо или плохо – как всегда, бывают разные ситуации. В общем, Фукусима и Чернобыль – аварии-антиподы. А результат один.

denis-b
25.09.2012, 21:53
Был очень подробный разбор ситуации с Фукусимой на форуме атомщиков atominfo.ru
По-хорошему, читать надо всё же отчёты официальных комиссий. Уверен, что их можно найти в открытом доступе, может за исключением каких-то частей. Но отчёты эти наверняка ещё длиннее, чем обсуждения на форуме, и заметно скучнее.

100Cell
05.11.2012, 15:34
По поводу меньшей склонности азота к расширению - это тоже рекламная выдумка недобросовестных продавцов. Любой газ при двух атмосферах расширяется по формулам идеального газа, при этом выполняется условие р*V\T = const.

In theory, there is no difference between theory and practice. But, in practice, there is.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Гей-Люссак, разыскивая причину расхождения множества полученных им коэффициентов расширения, обратил внимание, прежде всего на присутствие в измерительных приборах воды, которая при нагревании превращается в пар и неопределенным, неподдающимся учету образом увеличивает объем заключенных в сосуде газов. Поэтому он обратил самое тщательное внимание на полное и совершенное высушивание сосудов, предназначенных для опыта, и на освобождение исследуемых газов от всякой влажности.

То есть если накачивать "сухим" (идеальным) воздухом или азотом - теория работает.
На практике в атмосфере достаточно воды, что б серьезно влиять не результат.
На автомобиле это может заметно влиять на управляемость.
На самолете, который долго находился на 10км и после этого быстро идет на жесткий контакт - это уже очень критично.
А по поводу пожарной безопасности..
В боксах во время гонки неизбежные риски возгорания думаю сильно выше чем в гражданской авиации.

Vladimir###
06.11.2012, 17:22
Пары воды, как и любого другого газа, подчиняются формуле идеального газа.
Т.е. если речь идет о газообразной воде, то влияние на коэффициент теплового расширения она не может оказывать ровным счетом никакого. Если же речь идет о жидкой воде, которая как то появилась в шинах, а при их разогреве испаряется, полностью согласен что некоторое влияние возможно.
Самой воды в абсолютном значении в воздухе содержится немного. В зимнем воздухе – это практически 0,00000 г на кубический метр. В летнем воздухе может доходить до 25-40 г. на кубический метр. В 20 л закаченного в шину воздуха её даже при закачке шины летом не может быть больше 0,020*25=0,5 г (пол миллилитра). Ни какого особого воздействия на давление эта вода оказывать не может, т.е. она не может изменить коэффициенты теплового расширения газов в шине.
Но особо мнительные могут накачивать шины зимой (сухим воздухом) или использовать осушающие фильтры.
Но повторюсь вода в парах подчиняется тем же законам идеального газа, как и кислород с азотом.

100Cell
06.11.2012, 20:26
20л - это мотоциклетная шина..
При 40г на м2 мы получаем ~50л водяного пара на м2. То есть уже вполне ощутимые 5%. С каждой подкачкой влажность растет.

vadimr
06.11.2012, 21:57
В зимнем воздухе – это практически 0,00000 г на кубический метр.
Ну, у кого какая зима, в Питере получается порядка 4 г/куб.м. водяного пара для относительной влажности 88% и температуры 0˚C. Но вообще-то в атмосферном воздухе вода содержится не только в газообразном состоянии, но и в виде аэрозоля, что может значительно увеличить эту цифру.

Vladimir###
07.11.2012, 10:27
При нормальных условиях в средний ясный день в средних широтах при +25С содержание воды в воздухе примерно 7,5 г на кубический метр, т.е в любой шине будет содердатся несколько миллиграм воды в парах, а не в виде жидкости. Вода в парах ни чем не отличается от других газов, если при охлаждении на стоянке она ещё может выпасть в виде пары капель росы, то при прогреве шины будет оставаться стандартным газом и не будет вносить ни каких аномальных свойств в поведение шины и в изменение давления.

Vladimir###
07.11.2012, 14:46
Ситуация с появлением жидкой воды (выпадением большого количества росы) внутри шины, с последующим аномальным приростом давления при её испарении во время разогрева может произойти в следующем случае:
Даже не накаченная шина имеет абсолютное давление внутри равное одной атмосфере. То что показывает манометр при измерении давления в шине – это избыточные атмосферы, т.е. разность давлений снаружи и внутри. Реальное абсолютное давление внутри шины таким образом на одну атмосферу больше. Например, если на манометре давление 2,4 атм, то абсолютное давление 3,4.
Почему это может быть важно для наличия или отсутствия жидкой воды в шине? Дело в том, что только определенное количество воды может испариться над открытой жидкостью при данной температуре. Возникает так называемое парциальное давление паров над жидкостью. Так как молекулы в газах расположены очень далеко друг от друга, то парциальное давление каждого газа не меняется от наличия и присутствия других газов. Оно зависит исключительно от концентрации молекул данного газа в объеме.
Закачивая три атмосферы с небольшим внутрь шины, мы поднимаем концентрацию молекул воды более чем в три раза. И если, относительная влажность воздуха была, скажем, 50 %, то она станет равной 150%, т.е. избыточные 50 % влаги сразу же после закачки выпадут в виде росы. Естественно, что при разогреве шины эта жидкая вода испарится, и будет создавать дополнительный прирост давления. Если же относительная влажность при закачке шин менее 25%, то жидкая вода в шине не появится.

Для любопытных можно оценить, сколько влаги выпадет в виде росы и какой дополнительный прирост при испарении они создадут.
Например, объем шины 50 л, мы закачиваем в неё воздух с влажностью 70% при температуре +20С. И доводим давление до 2,5 избыточных атмосфер. Истинное давление будет составлять 3,5 атм.
При +20С максимальное содержание воды в воздухе составляет 17 г на кубический метр. При 70% влажности в воздухе содержится 0,7*17= 11,9 г на кубический метр.
В шине при закачке оказывается 11,9*3,5*0,050= 2,08 г.
Из них в виде росы выпадет 2,08- 17*0,050=1,23г
Предположим, что при разогреве шины вся эта вода испарится. При 20С 1,23 г воды создают парциальное давление примерно 1,23 мм ртутного столба в кубическом метре.
В нашей же шине объемом в 50 л давление будет в 20 раз больше и составит 24,6 мм рт столба.
При повышении температуры на 50 С (с 20С до 70С при разогреве воздуха внутри шины) мы получим прирост давления пропорционально изменению температуры в К. Было 293 К стало 343К.Относительный прирост составит 343\293= 1,17, т.е испарившаяся вода даст незапланированный прирост давления 24,6*1,17=28,78 мм рт.ст. Переводим в атмосферы 28,78\760=0,04 атм.

Не думаю, что стоит опасаться незапланированного (анамального) прироста давления в несколько сотых атмосфер из-за наличия воды в закаченном в шину воздухе.
Но при очень влажном климате в жару вероятно это влияние уже будет заметно и проявится в виде лишних 0,2-0,3 атм. В таких случаях лучше использовать сухой воздух, или если это проще обезвоженный азот.
Конечно закачка шин обычным воздухом в быту на безопасность повлиять не может ни как.

Andrew
20.01.2014, 01:42
себе закачиваю только азотно-кислородно-аргон-карбоновую смесь, это фирменный рецепт финской раллийной команды.
Азот 78%
Кислород 20%
Аргон 0,934%
CO2 0,03%

Лучше брать в Финляндии, если кому надо - подскажу координаты.
Дорого.