PDA

Просмотр полной версии : Почему лед скользкий


Vladimir###
10.10.2012, 14:36
Как то время учебы в школе мне объясняли причины, по которым скользят коньки.
…. конек начинает движение по льду, плавит его, а потом начинается уже трение по пленке жидкости. Вроде бы правдоподобное объяснение, но факты из жни с ним как-то не сходятся.
Вода плавится при определенной температуре (пресная в районе 0С). Из этого должно следовать, что при понижении температуры скольжение коньков должно довольно быстро прекращаться. А лед, гад, почему-то остается скользким вплоть до -25- -30С. Как так? Знакомые хоккеисты мне это многократно подтверждали, да и сам я в жизни не один раз поскальзывался на льду и в -20С.
Изучая трибологию, я нашел верный ответ:
Атомы любого кристаллического тела удерживаются вместе силами электростатической природы. Внутри кристалла эти силы уравновешены, так как каждый атом имеет соседей, взаимно влияющих друг на друга. Но при выходе на поверхность этого твердого тела равновесие резко нарушается, так как внешние атомы уже не имеют более внешних соседей. Неуравновешенная энергия на поверхности жидкости приводит к такому эффекту как поверхностное натяжение, например, в кристалле же в верхнем слое нарушается четкая кристаллическая структура. Исследования льда показывают, что на поверхности всегда имеется один-два слоя молекул воды, несвязанной в кристаллическую структуру, и находящейся в аморфном состоянии. Эти молекулы воды не привязаны жестко к поверхности, и ведут себя подобно шарикам, рассыпанным по полу. Именно эти свободные молекулы и играют роль смазки на поверхности льда, именно на этих шариках мы и поскальзываемся.
Почему же вода всё же перестает быть скользкой при сильном понижении температуры ниже -25? Дело в том, что даже несвязанные в кристаллическую структуру молекулы любого вещества теряют подвижность, жидкость сначала густеет, а потом переходит в стекловидное образование. Типичные примеры аморфных переохлажденных жидкостей – это охлажденные жиры, смолы, пластики. Аморфная свободная вода на поверхности льда ведет себя также как и масло, с понижением температуры она постепенно густеет, а потом переходит в твердую стекловидную фазу. Таким образом, при температурах ниже -25- -30С вся свободная вода на поверхности льда связывается, лед даже на поверхности становится твердым, и теряет свою скользкость.
Иногда можно слышать, что во время тестов липучки отыгрывают у шипов при низких температурах. Происходит это именно из-за вышеописанных особенностей льда, так как резина хорошо цепляется за по-настоящему твердые покрытия без слоя смазки.
Такое строение льда объясняет то, что его скользкость не пропадает сразу при снижении температуры ниже нуля, а исчезает постепенно по мере стеклования свободной воды на поверхности.

denis-b
10.10.2012, 18:16
А лед, гад, почему-то остается скользким вплоть до -25- -30С. Как так? Знакомые хоккеисты мне это многократно подтверждали, да и сам я в жизни не один раз поскальзывался на льду и в -20С.
У вас были какие-то неправильные хоккеисты.
Я ни разу не хоккеист, но на каток в своё время ходил много, и на разные катки. Так вот лёд бывает очень разным, быстрым и медленным.
быстрый - это тёплый, мягкий лёд, он быстро изнашивается под коньками.
медленный - вымороженный сухой лёд, под коньками держится долго и перезаливают его реже.
Чем теплее лёд, тем легче он плавится под коньками и тем более он скользкий. Вымороженный лёд, плавится плохо, скорости на нём сильно ниже.

При этом никто на катках не держит температуру льда -25. Это реальный дубак будет в зале - никто кататься не захочет, но разница в температуре льда -5 или -15 уже очень заметна.

Павел-ЦВВМ
11.10.2012, 00:48
разница в температуре льда -5 или -15 уже очень заметна.
Денис, я бы добавил, что температура воздуха и температура льда сильно отличаются.

0x62ash
11.10.2012, 03:34
А лед, гад, почему-то остается скользким вплоть до -25- -30С. Как так?
насколько я знаю, на плавление еще влияет давление. так как коньки острые, давление на в точке контакта на лед позволяет плавить лёд даже при -30

Vladimir###
11.10.2012, 09:24
Само сабой, что лед бывает разный, с разной шероховатостью. разными примесями, но он остается скользким до очень низких температур, и скольскость его появляется не из-за плавления воды, а из-за её наличия на поверхности. Также очевидно, что лед не шлифованый и с большим количеством неровностей будет давать большее сопротивление качению каньку, и это дополнительное сопротивление будет вызвано затратами энергии на разрушение льда, а не связано напрямую с наличием смазки (воды) на поверхнсти.

ksv
11.10.2012, 12:23
так как коньки острые, давление на в точке контакта на лед позволяет плавить лёд даже при -30

Да вроде для этого ты должен весить как бык здоровый :)
По последним сведениям науки.

Добавлено через 3 минуты
но он остается скользким до очень низких температур

Вот и нашли бы Владимир ссылки на опубликованные исследования с точными температурами. Американские ученые вроде бы их проводили.

А в популярном инете цифры разные от минус 60 до минус 100 - загустевание водяной пленки на поверхности льда.
Но не выше 60, поэтому к нашим условиям катания по льду мало имеют отношение.

Vladimir###
11.10.2012, 15:53
Нашёл, но смому делать маленькие открытия всё равно приятно, даже если до тебя их сделал кто-то другой, но об этом не знаешь.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]

ksv
11.10.2012, 16:16
Во, класс!

Теперь осталось соединить ваш пытливый ум, с более простым изложением тезисов по настройке авто, после поиска вами передовых материалов по настройке авто и часть форумчан скажет вам огромное спасибо! :ya_za:

(см. соседний топик :))

denis-b
11.10.2012, 16:56
давайте всётаки не примешивать сюда катание на коньках.
Коньки и зимняя резина (даже с шипами) это сильно разные вещи.
Не слышал, чтоб на катках использовали какие-то примеси в воде, лёд никто на катках не шлифует. А вот температура влияет очень сильно. Чем холоднее лёд тем хуже он плавится под коньком, тем медленнее едешь и больше тратишь сил.
А с резиной всё может быть по-другому. Но в общем на автодроме чувствуется разница в сцеплении в зависимости от температуры -5 и -15 уже отличаются.

Vladimir###
11.10.2012, 17:21
Согласен про шины, но этот вклад делает составляющая трения скольжения, часть энергии при пробуксовке уходит на разрушение покрытия и резины. а также на отбрасывание грунта. Этот вклад сосставляет от 0,07 до 0,15 плюсом к обычному трению. Естественно разрушение льда прямо связано с точкой плавления.
Трение покоя из-за скольскости льда падает до значений 0.05, и держится таковым до температур в -20С и ниже. Поэтому липучки в районе нуля ведут себя очень нестабильно в сравнении с шипами.